Барвики

Успешный человек мыслит нестандартно

Кто из родителей не мечтает вырастить своего ребенка счастливым и здоровым? Физик Леонид Яковлевич Береславский не был исключением, и своего первого сына Игоря они с женой воспитывали, ориентируясь именно на эти цели. Но когда на свет появился второй, Миша, Береславские решили пойти дальше и, помимо всего прочего, сделать ставку на воспитание успешности – и в будущей профессии, и в жизни. И, судя по всему, им это удалось.

Миссия выполнима?

Леонид БереславскийЛеонид Яковлевич убежден: мы меняемся вместе со своими детьми. Он считает, что к моменту рождения своего второго ребенка сильно изменился и именно тогда по-настоящему созрел для отцовства. К воспитанию Миши он подошел уже куда более ответственно и последовательно: как отец, очень сильно желавший этого ребенка, как личность, которая уже многого добилась к тому моменту, и как шахматист, который достиг в этом виде спорта определенных результатов.

«Я много наблюдал за Мишей с самого его рождения и уже тогда обратил внимание, что у сына удивительно спокойная и уравновешенная нервная система. Он всегда был спокоен, а к игрушкам прикасался так мягко и нежно, словно ласкал их. Его целеустремленность уже в четыре с половиной месяца бросалась в глаза. У нас была такая игра: когда Миша, лежа в кроватке, дотягивался до висевшей над ним игрушки, я поднимал ее выше. Обычно в этом случае дети начинают хныкать, требовать то, что им хочется. А тут обиды не было никакой. Я оставлял игрушку на определенном уровне, до которого Миша еще не мог дотянуться. Он мог в течение нескольких минут без крика пытаться достать ее. Смотрел на меня вопросительно: когда же ты ее, наконец, опустишь? Я вовсе не считал сына гениальным. Для меня важно было не нарушить ход его естественного развития. Когда ему было полтора года, я стал с ним много разговаривать. Он еще мало, что говорил, но очень внимательно слушал. И я понял: пора начинать развитие. Но как?».

В поисках собственной методики

Это были 80-е годы прошлого века. Тогда все вокруг обсуждали опыт знаменитой семьи Никитиных. Но у них, как считает Береславский, все-таки не было стройной системы воспитания. Да и сами Борис Павлович и Лена Алексеевна не раз рассказывали в своих многочисленных книгах, что они шли в воспитании на ощупь, интуитивно и эмпирическим путем узнавая, что лучше для детей.

Береславский решил действовать наверняка. И стал по всему миру искать людей, которые воспитали по-настоящему успешных детей. У нас тогда еще мало знали о венгерской семье Полгар, которая воспитала трех дочерей, которые получили звание гроссмейстеров по шахматам. Весь мир признал девочек гениальными. И Леонид Береславский поехал в Венгрию.

Глава венгерского семейства и его жена не были шахматистами, но посвятили свою жизнь воспитанию детей: домашнее обучение, развивающие полезные игрушки, приглашенные из разных стран сильнейшие тренеры – для занятий с девочками шахматами. Береславский делает вывод: если из одной семьи вышли сразу три гениальных ребенка, значит, все зависит от воспитания!

Затем он едет в Америку и разыскивает математика Джонсона, у которого пятеро детей и все – сильнейшие математики. Но и в этой семье, оказывается, детей готовили целенаправленно. Для них был создан особый мир из цифр и логических задач. В комнатах – ковры с лабиринтами, трехмерные конструкторы, собрать которые можно, применив одно единственное правильное решение. У нас в стране таких игрушек тогда еще и в помине не было.

Леонид Яковлевич, автор 150 изобретений по физике полупроводников, стал сам придумывать развивающие игрушки. Например, электронный тренажер. По виду он напоминает ноутбук. Это панель размером с книгу, на которой расположены кнопки. Как и в компьютер, в тренажер можно загрузить разные задачки. В основном это упражнения на логическое мышление, которые строятся на сюжетах сказок.

Например, перед ребенком стоит задача – освободить из заточения Иванушку (сказка «Гуси-лебеди»). Малыш идет, как по лабиринту, нажимая одну клавишу за другой, пытаясь найти верную дорожку, а тренажер откликается на правильные ходы светом загорающихся лампочек и красивой мелодией. Если задачка решена верно, тренажер благодарит ребенка.
Задания и полученные ответы можно занести в память устройства – отличная возможность для тренировки внимания.

Неожиданный поворот

Но главным коньком Береславского были и остаются шахматы. Когда Мише было полтора года, отец положил перед ним шахматную доску, расставил фигурки и стал наблюдать. Что делают дети в таких случаях? Обычно начинают передвигать шахматы, скидывать их с доски. А Миша посмотрел внимательно, сложил ручки за спину и стал думать.

Отец понял: в ребенке есть потенциал, который надо развивать. Но никогда не ставил перед сыном цель – стать чемпионом. Свой первый шахматный турнир в 4 года Миша проиграл. Он, конечно, расстроился и спросил у отца, заниматься ли ему шахматами дальше? Тот ответил, что если уж и быть шахматистом, то только хорошим. В 6 лет мальчик коряво вывел своей рукой в дневнике: «Я хочу быть чемпионом мира».

Всем известно, что шахматы – это ежедневный труд. Участие в турнирах требует времени, собранности и сосредоточенности. Отец постоянно подкидывал сыну новые задачки, с каждым разом все выше поднимая планку, а мама сопровождала Мишу на занятия и турниры.

В 13 лет Миша был уже матером спорта по шахматам, чемпионом Москвы, участвовал в чемпионате России. О нем писали в газетах, брали интервью для телевидения. Но неожиданно Миша принял решение оставить шахматы. Произошло это после того, как Леонид Яковлевич показал сына опытным тренерам, которые готовили чемпионов мира. Они сказали, что мальчик, конечно, будет входить в десятку или двадцатку лучших, но вряд ли когда-нибудь станет самым первым. Такой прогноз не устроил целеустремленного подростка, после этого случая он полностью переключился на физику и математику.

Однако учеба никогда не была для Миши самоцелью. Физико-математическая школа, в которой он учился, гарантировала прочные знания. Оставив занятия шахматами, мальчик продолжал заниматься спортом. Леонид Яковлевич считает так: сколько ребенок занимается умственным трудом, столько же времени он должен посвящать спорту – бегать, прыгать, играть в футбол и другие игры, восстанавливая таким образом эмоциональное равновесие.

Миша блестяще закончил школу, поступил в престижный вуз за рубежом. Он отлично учится и уже начал заниматься интеллектуальным бизнесом. А отец, который всерьез втянулся в воспитательный процесс, основал в Москве школу для детей «Открытие». Те наблюдения и выводы, которые Леонид Яковлевич делал в узком семейном кругу, легли в основу стройной образовательной системы. Кроме того, у Береславского вышло немало книг с задачками, по которым можно успешно заниматься и дома.

Что дает напряжение ума?

Западная система школьного образования импонирует Леониду Береславскому важными, на его взгляд, установками: ребенок должен быть психически здоров, уверен в себе и доброжелателен. Можно ли сочетать наш российский высокий стандарт образования с западной установкой на здоровую психику ребенка? По мнению Леонида Яковлевича, вполне, если подойти к процессу воспитания и образования разумно. Необходимо постоянно создавать ситуации умственного напряжения, которое и активизирует мозг, развивая его. В последнее время вышло довольно много статей по психологии детей раннего возраста. Доктор медицинских наук, профессор А. Шеповальников говорит об участках мозга малышей, так называемых зонах ожидания, которые готовы к восприятию информации. Включить их в работу можно не только с помощью шахмат. Эффективным будет любое обучение: художественное, математическое, астрономическое. Но если не сделать этого вовремя, начнется атрофия этих зон.

Береславский согласен с педагогом-новатором Борисом Никитиным в том, что со временем детская способность усваивать информацию снижается. Что в 3 года познается легко и непринужденно, в 12 лет вызывает большие трудности и, как следствие, нежелание учиться, преодолевать себя. Способности, получившие поддержку на ранних этапах жизни, развиваются не в арифметической, а в геометрической прогрессии.

Талантами рождаются, в этом Леонид Яковлевич не сомневается. Потенциал и задатки – это от природы. Но чтобы стать успешным, одного только таланта не достаточно. Успешный человек, считает Береславский, прежде всего самостоятелен и независим. Он не скован стереотипами и способен принимать нестандартные решения. Этому Леонид Яковлевич сначала учил своих детей, а теперь пытается передать и своим ученикам. Однако быть успешным – это не значит непременно стоять на пьедестале. Совсем необязательно что-то завоевывать. Важно чувствовать в себе гармонию с окружающим миром и творчески подходить к любой ситуации. В этом убежден педагог и отец Леонид Береславский. Подробнее познакомиться с его методикой можно на сайте http://www.bereslavsky.ru.

Маргарита Шиц / Mosparents.ru


 книгиаудиокнигидиафильмыжурналыписателихудожникижанрыдетские издательства 
Главная
Текст
Иллюстрации
Статьи
English
Контакты
Библиотека
Энциклопедия
Рецензии
Аудиокниги
Мультфильмы
Поиск
текст © Д.Белышев
иллюстрации © Д.Марасинова
webdesign © newart.ru
Карикатуры датского художника Херлуфа Бидструпа. Серия: Дети