Барвики

Хочу в садик!

Приходит время, когда родители задумываются: отдавать любимое чадо в детский садик или мама будет заниматься с ним сама, брать ли няню или уговорить хотя бы на несколько часов в день бабушку.

Детский сад. Фото: Тиmин Толя / phоtosight.ru

В нашей ситуации обстоятельства складывались однозначно: мест в выбранном садике не было, я работала дома, а недалеко от нас открылся центр детского творчества, где имелись школа раннего развития и другие интересные кружки. Мы с дочкой вели очень активный образ жизни - посещали разные занятия, гуляли, общались с множеством детей разных возрастов. Но, проходя мимо какого-нибудь детского сада, дочь каждый раз останавливалась, бралась двумя руками за решётку и спрашивала: "Мама, а в этом садике есть место для меня? Я хочу играть с ребятами!" Я объясняла ребёнку, что там дети не только играют, они должны еще спать, есть, учиться и во всём слушаться воспитателя. На это дочка с великим ребячьим энтузиазмом отвечала: "Я буду, буду, буду всё это делать!"

При виде малышей, весело резвящихся на детской площадке, невольно подумаешь, что посещать садик не только полезно, но и приятно. Но многие родители всё же не уверены, что их чадо будет хорошо себя чувствовать в дошкольном учреждении. Конечно, вопрос о том, обязательно ли ребёнку посещать детский сад, является почти риторическим, ведь многие семьи попросту не имеют выбора. Мамы и папы заняты на работе, бабушки далеко, а няни слишком дороги. Однако сомнения и противоречивые мысли, связанные с посещением садика, есть у большинства взрослых. Что смущает родителей и почему? Остановимся подробнее на самых острых темах.

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Житейская мудрость гласит: "Чем раньше ребёнок пойдёт в садик, тем быстрее к нему привыкнет". Интересно, что так считают не только родители, но и работники дошкольных учреждений. Конечно, все дети разные. Некоторые охотно и без особых проблем ходят в садик с самого раннего возраста. Однако специалисты по детской психологии предупреждают: желательно, чтобы ребёнок до трёх, а лучше до трёх с половиной лет оставался дома. Психологические особенности детей более раннего возраста таковы, что поступление в дошкольное учреждение может стать для них стрессом. Ведь малышу рано становиться самостоятельным, он ещё не умеет взаимодействовать со сверстниками. Ему важнее быть рядом с мамой. Кроме того, слишком маленький ребёнок не способен рассказать о том, что происходило в саду, следовательно родители могут не получить сигнал о каких-либо неприятностях в жизни малыша. Поэтому поступление в садик до трёх лет может быть оправдано только очень острой необходимостью: если его совершенно не с кем оставить.

В обыденном сознании прочно закрепилась ещё одна мысль: поступив в детский сад, дети больше болеют, чем ходят туда. Здесь есть большая доля истины -ведь вирусы хорошо распространяются в закрытых помещениях, и дети легко их подхватывают. Но несправедливо утверждать, что дошкольники, все без исключения, "не вылезают из простуд". Если родители и воспитатели своевременно проводят грамотную профилактическую работу, количество болезней значительно снижается. Задача родителей - закаливать ребёнка и укреплять его здоровье задолго до поступления в детское учреждение, приучить малыша соблюдать правила личной гигиены, а также чаще стирать одежду, в которой он ходит в группе. Кроме того, необходимо получить индивидуальные рекомендации по сохранению здоровья ребёнка у вашего детского врача, хорошо знающего малыша. Психологи, со своей стороны, настоятельно рекомендуют взрослым не строить мрачных прогнозов. Иначе можно просто внушить ребёнку, что выход в садик грозит ему бесконечными недугами. И малыш будет добросовестно болеть, выполняя намеченную взрослыми "программу".

Многие утверждают, что ребёнку, не посещавшему дошкольное учреждение, будет очень сложно привыкнуть к школе. Более того, человек так никогда и не научится общаться с окружающими, если не получит детсадовского опыта. Мягко говоря, это не совсем так, особенно в наше время. Возможно, раньше, когда дети из одной группы детского сада вместе поступали в первый класс, малочисленные "домашние" мальчики и девочки чувствовали себя неуютно среди них. А сейчас многие малыши не посещают детские сады; но получают при этом прекрасное дошкольное образование и достаточный опыт общения со сверстниками. Взрослые создают все необходимые условия для этого. Поэтому дети, по каким-то причинам не посещавшие дошкольное учреждение, готовы к школе не хуже, а иногда и лучше "садовских". Несладко живётся ребёнку, которого не водили в детский сад из-за чрезмерной заботливости родителей. Ведь взрослые слишком сильно опекали его, ограничивая круг общения и не позволяя совершать самостоятельные поступки. Но это крайний случай.

ВЗРОСЛЕЕМ

В детском саду обстановка такова, что ребёнок волей-неволей получает огромный жизненный опыт.

Во-первых, и это самое главное, в садике малыш много общается со сверстниками. Не только совместная игра, но и групповые занятия, прогулки, совместные сон и трапезы дают ребёнку огромное количество информации об окружающих людях и о нём самом. У него появляются первые друзья и даже враги. Находясь в группе, малыш начинает понимать, что дети бывают разные, некоторые добрые и весёлые, другие агрессивные или замкнутые. Как это ни странно, важны для ребёнка и первые столкновения с грубостью и даже подлостью. Малыш анализирует, делает выводы. Хорошо, если у родителей есть контакт с ребёнком, и он делится своими переживаниями. Внимательное отношение и добрый совет помогут ему понять и усвоить первые жизненные уроки.

Во-вторых, ребёнок в дошкольном учреждении привыкает к необходимости слушаться не только родных взрослых, но и педагогов. Конечно, самыми важными людьми всё равно остаются родители, но воспитатель и другие работники сада тоже должны приобрести авторитет в глазах ребёнка. В саду он научится без помощи мамы и папы взаимодействовать со многими посторонними взрослыми, характер и манера поведения которых весьма различны. А это очень важный опыт.

В-третьих, в детском саду малыш привыкает к дисциплине. Он узнаёт, что есть определённый порядок, и обучается подчинять ему свои желания. Умение выполнять общие для всех правила пригодится в школьной жизни.

В-четвёртых, в дошкольном учреждении есть программа обучения и физического развития малышей. Каждый день дети танцуют, лепят, считают, рисуют и занимаются другими интересными делами. В некоторых дошкольных учреждениях есть даже бассейны, вызывающие полный восторг у детей. Случается, что родители не удовлетворены качеством занятий и находят для малыша дополнительные кружки в ближайших специализированных центрах. Это хорошо только в том случае, если у ребёнка есть желание и хватает сил.

Ещё раз зададимся вопросом - можно ли создать ребёнку, находящемуся на домашнем воспитании, все перечисленные выше условия? На мой взгляд, можно, если отнестись к этому делу с умом и вниманием и у вас есть свободное время. Некоторые сложности могут возникнуть по первому пункту, ведь детям нужно именно неформальное общение со сверстниками, с минимальным участием взрослых. А в школах раннего развития и спортивных секциях возможностей для бесконтрольного взаимодействия мало, там плотное расписание. Некогда всласть подраться с приятелем или посекретничать с подружкой. Родители "домашних" детей должны проявить фантазию и организовать детям самую настоящую личную жизнь.

БУДЬ ГОТОВ

Если ребёнку предстоит поступить в садик, нужно провести разноплановую подготовку к этому событию. Получить путёвку и оформить все необходимые документы - только половина дела. И родителям, и малышу нужна ещё и другая подготовка к такому серьёзному изменению в жизни, как поступление в образовательное учреждение.

Очень важно соблюдать распорядок, схожий с ожидаемым режимом дня в дошкольном учреждении. То есть, каждый день у ребёнка обязательно должны быть трапезы в одно и то же время и послеобеденный отдых. Не страшно, если он не засыпает днём, приучите его спокойно лежать в кровати не менее часа. Малыш, привыкший не отдыхать днём, будет всеми силами сопротивляться ненавистному "тихому часу" в садике. Некоторые устраивают жуткие истерики каждый раз, когда их ведут в сад, только потому, что там надо спать днём.

Кроме того, нужно привить малышу навыки самообслуживания. Перед поступлением в сад ребёнок должен научиться самостоятельно умываться, сморкаться, есть, пить, пользоваться горшком или унитазом, одеваться и раздеваться. Воспитатели и нянечки помогают детям со сложными моментами - расстегивают молнии на спине, завязывают шнурки. Но с основной одеждой ребёнок должен управляться сам.

Выбор одежды для детского сада должен быть обусловлен двумя критериями: во-первых, должно быть удобно её снимать и надевать (то есть она должна легко тянуться и иметь минимум застежек); во-вторых, на ней должны быть карманы для носового платка или любимой маленькой игрушки - машинки, куколки.

Не меньшую роль играет и психологическая подготовка к поступлению в дошкольное учреждение. Обязательно покажите ребёнку его детский сад снаружи и зайдите внутрь. Если есть возможность, заранее познакомьте его с воспитателем и покажите групповую комнату. Можно гулять иногда вокруг садика, наблюдать за его воспитанниками и обсуждать увиденное с ребёнком. Кроме того, зайдите в книжный магазин и попросите показать вам пособия по подготовке к дошкольному учреждению. Сейчас издано множество книг, где доступно и интересно, с большим количеством картинок и примеров, рассказывается о жизни в садике. Такая книжка станет хорошим помощником родителям.

И ещё один совет: привыкать к небольшим разлукам нужно задолго до первого похода в детский сад. Это полезно не только для малыша, но и для его мамы. Ведь и она должна научиться "отпускать" малыша без чрезмерной тревоги.

Что поделаешь, дети взрослеют и им просто необходима личная жизнь. Вот и наша дочка всё-таки добилась своего. Мы получили путёвку в сад и постарались грамотно подготовиться к нему. Нельзя сказать, что она быстро и безболезненно привыкла к новой жизни, но природное любопытство и жажда общения всё же одержали победу над привычкой быть "под маминым крылом". Мне кажется, что это хорошо.

Елена Кравцова, психолог


 книгиаудиокнигидиафильмыжурналыписателихудожникижанрыдетские издательства 
Главная
Текст
Иллюстрации
Статьи
English
Контакты
Библиотека
Энциклопедия
Рецензии
Аудиокниги
Мультфильмы
Поиск
текст © Д.Белышев
иллюстрации © Д.Марасинова
webdesign © newart.ru
Карикатуры датского художника Херлуфа Бидструпа. Серия: Дети