О чем говорить с ребенком? Инструкция по выживанию для современного российского родителя |
||||||
Содержание (для ознакомления): Введение. Страшно посмотреть правде в глаза? Глава 1. Сколько жизней и детств на свете?
Глава 2. Кто перед Вами? Кто Ваш Ребенок?
Глава 3. Как сказать ему о том, что жизнь и люди очень разные? Что нужно знать, и как объяснить ребенку различия между людьми? 1. Откуда берутся мальчики и девочки?
2. Почему одни бедные, а другие богатые?
3. Что говорить о "черных", нищих и бездомных?
Глава 4. Как сказать ему, что папа будет жить отдельно?
Глава 5. Как рассказать ему, о том, что жизнь опасна
Глава 6. Как рассказать о том, что жизнь бесконечна?
Глава 7. О жизни по телевизору. 20 ключевых вопросов родителей о ТВ.
Заключение Фрагмент из книги Что не забыть рассказать ребенку о жизни? Хотим мы того или нет, но каждый день, отвечая на вопросы ребенка, мы формируем образ мира, сценарии переживания, страхи, восторги, отказы и желания. Они будут влиять на решения, ощущение счастья или неудовлетворенности от жизни у детей, когда те вырастут.
Когда перед нами ребенок, нам нужно понимать и помнить: Глобальные определения жизни: Рис. Идея: Стоит пограничник возле пограничного столба, в полоску, и говорит: "Жизнь это смена черных и белых полос!" За ним видно, как работают зэки в робах, тоже в полоску. Пессимистические, предупредительные, угрюмые определения жизни: Гедонистические определения жизни: Рис. Идея: Змей Горыныч поглаживает себя по животу: "Жизнь – это кайф! Чем больше жизней, тем больше кайфу!" Динамические определения жизни: Созерцательно-эстетические, импрессионистские определения жизни: Ценностные определения жизни: Рис. Идея: Родители бранятся, дети в стороне. Отец: "Футбол – это моя жизнь!" Мать: "А моя жизнь – это кухня!" Императивные, указывающие, как себя вести:
"Результат собственных усилий" Узнали себя? Дети, как правило, живут в мире родительских интерпретаций, мире, о котором рассказывают им взрослые. Особенность традиционного российского воспитания состоит, в частности, в том, что в разговорах с детьми мы озвучиваем в основном негативные образы мира, неотъемлемой частью которых являются наказания. Такова сила русских народных сказок. "Не пей из колодца, козленочком станешь!" Выбор, который мы предоставляем нашим детям, ограничивается тремя вариантами ("Налево пойдешь…, направо пойдешь…, прямо пойдешь…"). В первую очередь мы указываем пути, которые сопровождаются наказанием. Так жизнь представляется детям как опасное путешествие, в котором, по крайней мере, два из трех вариантов заканчиваются плохо. Она полна страхов и опасностей. Лучше, безопасней никуда не двигаться. Современные книги Григория Остера о вредных советах, кажется, призваны перевернуть мировоззрение детей, учат их иронии по отношению к родительским запретам, показывая, в каком смешном и даже дурацком мире мы живем:
Если вас поймала мама Но так мы впадаем в другую крайность: дезориентируем наших детей, преуменьшая проблемы и опасности, с которыми действительно им придется столкнуться. У нас в стране слишком сильна и другая, развлекательная литературная традиция, призванная позабавить, отвлечь внимание малыша от реальной жизни, окунуть его в мир прекрасных грез, имеющих мало отношения к сложной реальности. Обе крайности российского воспитания "Все позволено" и "Все запрещено" приводят к одному выводу: "Все плохо закончится". Мы или пугаем детей, или предлагаем им ни о чем не думать. Быстро изменяющийся мир требует от нас изобретений все новых способов предупреждения и огораживания наших малышей от новых опасностей, но также умения справляться с ними. Речь идет о постоянном изменении технологий жизни, пересмотре наших собственных стереотипов и адаптации важных для нас взглядов к быстро меняющейся жизни. Технологии жизни, которые мы выбираем для себя и своих детей Рис. Идея: Отец читает мораль сыну: "Жить нужно по совести, сынок!" Сын, отвлекаясь от компьютера: "Не технологично, папа!" Наши жизненные установки в разных комбинациях складываются в технологии жизни. Этим занимается экзистенциальная психология – наука о том, как восприятие жизни определяет судьбу человека. "Посеешь высказывание, получишь характер, пожнешь судьбу". Знания, формулировки, которые мы сообщаем нашим детям, влияют на их поступки, эмоциональные реакции, рассуждения, отношения с другими людьми. Чаще мы делаем это спонтанно, часто неосознанно, "на автомате". Технология жизни может быть навязана человеку, а может быть осознанно усвоена, усовершенствованна, заменена. Человек может научиться маневрировать, пытаться вести себя наиболее эффективно, четко понимая, какую задачу он решает. Психолог Владимир Дружинин выделял несколько технологий (вариантов) жизни.
"Жизнь начинается завтра", "Жизнь как предисловие" – это жизнь с откладыванием на потом. Все самое интересное произойдет в ней "как-нибудь потом", "когда сложатся обстоятельства", "выпадет случай", или "мы сами дозреем" до личностных прорывов. Мы настраиваем наших детей на такую жизнь, когда говорим: "Вот вырастешь, узнаешь!" Все самое важное в жизни ждет нас в самом конце, в Судный день. Так можно гипертрофировать этот принцип. Синдром отстроченной жизни чреват тем, что взрослый человек будет избегать рисковых решений, крутых поворотов в жизни и постарается не брать на себя никаких дополнительных обязательств. При этом его не будет мучить совесть или ощущение, что он чего-то не добирает в жизни. Когда-нибудь все сложится! Рис. Идея: Небритый папа и сын с зубной щеткой, в ванной, перед зеркалом. Папа: "Сынок, все, в понедельник начну новую жизнь!" Сын: "А я – когда вырасту!" "Жизнь-откладывание" – это мировоззрение или фаталиста, который ждет внешних событий как сигнала к действию, или конформиста, который считает, что не нужно напрягаться, противостоять отношениям с ближайшим окружением. В конце концов, когда-нибудь выпадет шанс поступить и по-другому. Такая жизнь – жизнь осторожного человека. "Кривая выведет!", "Течение вынесет!" – говорим мы себе и нашим детям. А потом удивляемся, почему они такие инфантильные, и ни за что не хотят развиваться, активно менять свою жизнь, идти дальше. "Жизнь по правилам" – это жизнь очень адаптивных людей, которые принимают правила жизни окружения, и начинают жить по ним, даже если это противоречит их психологии и убеждениям. Мы все учим наших детей хорошим манерам и правилам хорошего тона. Это страхует их от нелепостей во многих ситуациях, но сдерживает их любознательность и умение экспериментировать. Рис. Идея: Ребенок ест яблоко. А рядом стоит няня-робот и повторяет правило: "Без ложки есть нельзя!" Есть наблюдения, которые показывают, что к хорошим манерам мы в большей мере приучаем девчонок, чем мальчишек. Репутация заведомых сорванцов дарует мальчикам большую степень свободы и инакомыслия. Аккуратность, пунктуальность, старательное исполнение – нормы для девочек. Все знают, что девочки лучше учатся, чем мальчики. Хотя именно мальчики демонстрируют потом более высокие достижения. Одна из причин парадоксальная – их не трамбуют хорошими манерами. "Жизнь как сон" – это погружение в грезы, мечты о жизни, о том, какой она могла бы быть. Когда мы говорим нашим детям: "Не думай, не расстраивайся, давай лучше посмотрим кино, мультфильм, поиграем в компьютерную игру", мы приглашаем их в мир грез и мечтаний. Обломов, Манилов с их ванильными фамилиями, как известно, вечно живые русские персонажи, которые предаются сладким мечтаниям и грезам во сне и наяву. Натуры бездеятельные, малоподвижные, услаждающие свой ум и сердце яркими живительными картинками и сладкими пряниками. Рис. Идея: Спит большой увалень. Доктор: "Господин Обломов, вам пора вставать!" Увалень: "Да не Обломов я. Илья Муромец!" "Жизнь как сон" – это вечное, солнечное, беззаботное детство, идеал бесконфликтного существования. Кстати, употребление наркотиков, а также разнообразные психоделические практики – техники ухода от реальной жизни, которые простительны разве что поэту или музыканту, тоже из этой оперы. Я даже не вижу большой разницы между роботизированным человеком и человеком в состоянии прострации. И тот и другой живут с выключенными мозгами. Рис. Идея: Красная Шапочка над Волком: Зачем тебе такие большие зубы? Волк: Чтобы ловить кайф! "Жизнь – трата времени" – это жизнь времяпрепровождение. Гедонистический подход к своей судьбе обязывает нас проживать жизнь в полную силу, "прожигать жизнь", "ловить кайф". Массовая культура развлечений подсказывает, как занять свободное время, закладывает определенные стереотипы соотношения работы и отдыха. Повинуясь давлению стандартов и моде, очень много людей в одночасье вдруг начинают заниматься теннисом, конным спортом, или гонять шары в боулинге. "Жизнь как трата времени" – это технология избегания реальных проблем, трудностей и задач. Удовлетворение и удовольствие перестают быть следствием приложенных усилий. Их можно получать напрямую – посетив аттракцион, посмотрев блокбастер, купив себе новую вещь. Навык контроля времени очень важен для современного человека. И ребенка, безусловно, нужно учить им распоряжаться. Образ жизни занятого, востребованного человека предполагает напряженность, нехватку времени, легкий дефицит, необходимость планировать его заранее. Вокруг нехватки времени не должно существовать паники, потому что до известной степени дефицит устраняется за счет организации своей жизни, умения договариваться с другими о более эффективных способах сотрудничества, умения отказываться от дел, которые для вас или неинтересны или неважны. Но если ребенок слышит агрессивное: "Как нам убить время?" или вялые жалобы: "Мне скучно!", он может погрузиться в беспредметную тревогу, избегать дел и событий, которые не отличаются эмоциональной яркостью. Рис. Идея. Мальчик на пеньке, вокруг ружье, пушка, шашка, дарты. Он думает: "Как убить время?" За спиной маячит Время в виде дракона с тремя головами. "Жизнь против жизни" – это мировоззрение убийц и солдат. Радикально настроенные люди не готовы принять альтернативы в жизни. "Убить мало!", "Попробуй только сделай так, я откажусь от тебя! Я выгоню тебя на улицу, и ты будешь холодной и голодной!" Мы думаем, что, посылая проклятья своим детям, мы подвергаем их моральному наказанию. На самом деле мы психологически уничтожаем их. "Всякий, кто будет поступать против воли отца или матери, должен быть лишен нормальной человеческой жизни!" Вот, что мы говорим им на самом деле. Рис. Идея. Бармалей привязал Буратино к дереву, в руках пила, он собирается отпилить ему нос: "Я доведу тебя до совершенства. Долой последний сучок!" Эта модель жизни наиболее активно прививается мальчикам. Мы готовим мальчиков к войне. "Настоящий мужчина должен уметь держать оружие в руках!". "Настоящий мужчина должен построить дом, вырастить дерево и родить сына!" Оба лозунга приписываются мусульманской традиции воспитания мальчиков в духе активного освоения мира. Да, современный человек должен активно осваивать мир. Но психология солдата отрицает целый ряд других гуманитарных ценностей. Любовь, поддержка, братство начинают подчиняться мотиву власти над другими. Самые агрессивные мотивы человека, как считают психологи, наименее насыщаемы. Абстрактная, открытая установка на завоевание превратит вашего ребенка в вечного, универсального солдата, который не знает другой работы и других достижений, кроме агрессивного вторжения на чужую территорию. "Выживает сильнейший!" – закон джунглей, а не современного цивилизованного общества. Детей нужно учить обращаться, управлять своей агрессией. Они должны понимать, что агрессивный человек опасен для других. Старые сказки об агрессивных животных учат одному: зло, агрессия опасны, но им можно противостоять. Добрых, дружелюбных людей большинство. Они всегда побеждают, хотя это и бывает непросто. Рис. Идея. Указатели "Право – Лево" и "Добро и Зло". Перед ними Дровосек и Чучело. Чучело: "Я путаю право и лево…" Дровосек: "Главное, не перепутать добро и зло!" "Жизнь как достижение целей" – это жизнь целеустремленных людей, но с конкретными материальными целями, которые не всегда связаны с высокими идеалами. Рис. Идея: Сизиф катит камень в гору: Сегодня уже три тысячи раз! Иду на рекорд Гинесса! Поощряя в детях целеустремленность, мы должны не забывать учить их соотносить свои цели с мотивами, мыслями и ожиданиями других людей. Не забывать, что цель не оправдывает средства, и всякий человек должен помнить, для кого он стремится к цели. Сегодня видно на опыте спортсменов, что самые высокие достижения в спорте все равно свершаются не ради призов и наград, а – "чтобы не подвести команду", "чтобы отстоять честь страны", "чтобы вызвать восторг у любимой девушки", "чтобы мама гордилась". Суть человека в его способности разделять эмоции, мысли, мотивы с другими. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был по-настоящему счастлив, учите его сочувствовать, сопереживать другим. Настоящее счастье – счастье, разделенное с другим человеком. Настоящий успех – успех, пережитый с самыми важными, самыми близкими людьми, которые за вас болеют, любят вас и верят в вас безоговорочно. "Жизнь как творчество" – это жизнь, посвященная творчеству. Это люди, которые склонны проводить время или в одиночестве, над рукописями, или в мастерской, делая эскизы, или ломая голову над формулами или проектами новых автомобилей. Они могут поражать нас беспомощностью. Они могут раздражать нас своей неприспособленностью к внешней, реальной жизни, несмотря на то, что человечество все лояльней относится к гениям. Словом, большинство из нас готово восхищаться гением издалека, но в реальной жизни предпочитали бы держаться от такого подальше. "Посмотри, какой странный мальчик. Я знаю случаи, когда вот также родители много занимались с детьми, не давали им быть просто детьми, а в результате они заболевали, сходили с ума!" Или наоборот: "Самое важное в жизни человека – это творчество. Только творческие люди живут подлинной жизнью. Вот вырастешь, станешь знаменитым, и тебя будут показывать по телевизору!" Или: "Написать хорошую книгу – вот, что может сделать нас знаменитыми и богатыми". Рис. Идея. Мальчик играет на скрипке. Мама и сын в стороне. Мама говорит сыну: "Вот видишь, как могут наказать? Слушай маму, сынок…" Если у вас одаренный ребенок, то вам неизбежно придется разбираться с этой темой "одаренность и жизнь", "одаренность и счастье", "одаренность, творчество и любовь". Пунктик российских родителей – способности их детей. К этой теме мы вернемся уже в следующей главе. "Жизнь как экзистенциальный конструктор" – это жизнь человека, способного к маневру. Такой человек не только держит свои мозги включенными, он постоянно решает проблему выбора тактик и их соотношения со своими стратегическими целями. Но больше всего меня восхищает способность этих людей комбинировать свои интересы с интересами других. Это люди команды. По крайней мере, они не идут к своим целям холодно и расчетливо, а оглядываются вокруг. Такой человек будет беспокоиться о развитии и продвижении своего окружения не меньше, чем о своем. Но вы с приятным удивлением обнаружите, что он – еще и прекрасный отец и муж, любит возиться на кухне, а по выходным гоняет в футбол с крепкими парнями, которые в подметки ему не годятся ни по уровню интеллекта, ни по социальному положению. Естественность и спонтанность, искренность и чувствительность никогда не позволят таким людям рубить с плеча и ставить свои принципы выше переживаний других людей. "Надо подумать. Надо спросить остальных. Надо придумать что-то нетипичное" – говорим мы свои детям, приглашая внимательно изучать эту жизнь. Рис. Идея: Мальчишки играют в футбол, мама высовывается из окна: "Сын, иди обедать!" Сын: "Я проголодался. Мне нужно одиннадцать порций, мама!" Каждый из нас в праве выработать свою собственную философию и отношение к жизни. Но свою философию трудно отрефлексировать, оценить и изменить. Не надо только удивляться, почему наши дети совершают ошибки... |
|
|||||
|
книги • аудиокниги • диафильмы • журналы • писатели • художники • жанры • детские издательства
|
| ||||
текст © Д.Белышев иллюстрации © Д.Марасинова webdesign © |
|