Загадки (В.Ходасевич) |
||||
Загадки (сказка Владислава Ходасевича) / иллюстрации В. Замирайло. — Петербург: Эпоха, 1922. — 12 с.: ил.
К сожалению, мы не знаем, когда именно она писалась. Известно только, что напечатана она была в 1922 году в Петербурге, в издательстве «Эпоха». Одним из организаторов этого издательства был все тот же К. Чуковский, и нельзя исключать, что сказка появилась благодаря его участию. «Загадки» посвящены Гарику — Эдгару Евгеньевичу Гренциону, пасынку Ходасевича. Он родился в 1907 году, и к моменту выхода сказки ему было пятнадцать лет. Впрочем, вполне вероятно, что в первый раз сказку он услышал раньше. Скажем несколько слов об историческом контексте. Несмотря на то что в «Загадках» все мотивы сказочные, думается, что и для Ходасевича, и для Гарика они были окрашены несколько иначе, чем сейчас, когда в любом магазине можно купить сладости. Дело в том, что сказка сочинялась в голодные петербургские годы, когда Ходасевич с семейством жил на скудный паек. О реальном рационе можно узнать из «взрослых» стихов: «И я безумел от видений, / Когда чрез ледяной канал, / Скользя с обломанных ступеней, / Треску зловонную таскал…» («Петербург»). Для настойчивого описания сказочного изобилия, которое в «Загадках» скорее высмеивается, были свои жизненные причины. «Загадки», помимо того что это хорошая сказка, интересны тем, что в них отражается принцип работы с другими текстами, характерный для «взрослых» произведений поэта. Прежде всего речь идет о контаминации различных сказочных сюжетов и мотивов. Перед нами типичный рождественский рассказ, в котором, как известно, случаются разные чудеса. При этом происходящее конструируется языком, смешивающим разные традиции. Так, например, появление Серого Волка или сами загадки, которые загадываются в сказочном пространстве, — черта русских сказок. Вы, наверное, заметили, что мотивы русского фольклора не только используются, но и обыгрываются Ходасевичем: «Захочешь выкупаться — полезай в молочную реку, а она теплая, парная: нисколько не освежает. А берега у нее кисельные, вязкие, как болото. Гадость». Типичная сказочная условность не только воплощается, но и подается в ироничном ключе. При этом волшебный мир, состоящий из сладостей, царь-обжора принадлежат скорее сказкам западным. А в конце текста используется прием неожиданного смыслового поворота, когда все происходящее вдруг оказывается сном, причем этот прием характерен уже для поэтики новеллы. На конец сказки надо обратить особое внимание не только потому, что в нем используется своеобразный прием. Дело в том, что он психологически мотивирует происходящее в фантастическом мире. Помните, царевна Оладья заболела странной болезнью — непробудным сном. Когда мы читаем сказку в первый раз и еще не дошли до финала, у нас складывается впечатление, что эта выдумка автора ни с чем не связана. В свете конца сказки эта болезнь приобретает совсем другое значение. Мы понимаем, что во сне Володи царевна «заболела» непробудным сном потому, что спал сам мальчик. На детском материале Ходасевич прорабатывает и описывает состояние сознания задремавшего человека, когда происходящее в реальности (посторонние шумы или сам сон человека) отражается в дреме. Точно так же происходит и с загадкой «что быстрее стрелы» — именно она была последними словами, которые прочитал Володя, перед тем как провалиться в короткий сон. Наконец, желание Володи вернуться к маме объясняется не только понятной сказочной коллизией, но и тем, что мама уехала на именины к тете Жене, а мальчик остался один. Отсутствие мамы в реальной ситуации отражается во сне, когда Володе не дают к ней вернуться. В болезни царевны просвечивает не только психологизм. Действительно, непробудный сон Оладьи это еще и отдаленная аллюзия на «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина, в которой молодая царевна, отравленная злой царицей, заснула непробудным сном (и даже не дышала), пока ее не спас королевич Елисей. А звездочет, в свою очередь, в «Загадках» мог появиться из пушкинской «Сказки о золотом петушке»: «Со злости / Инда плакал царь Дадон, / Инда забывал и сон. / Что и жизнь в такой тревоге! / Вот он с просьбой о помоге / Обратился к мудрецу, / Звездочету и скопцу». Таким образом, в «Загадках» сочетаются самые разные мотивы. Но сказка Ходасевича так их перемешивает, что выглядят они вполне органично. Подобный принцип работы с другими текстами очень характерен для поэта. Например, прием неожиданного смыслового поворота используется им регулярно, а на контаминации различных мотивов — правда, уже не сказочных, а характерных для русской поэтической традиции — строится большая часть зрелых стихотворений. В таком контексте «Загадки» можно воспринимать как экспериментальный текст, в котором Ходасевич на новом материале оттачивал метод своей работы. Помните такое описание? «Он сидел в царстве шоколада, апельсинов, гранатов, крема, цукатов, сахарной пудры и варенья, и сидел на троне, как повелитель пахучего разноцветного царства. Троном был торт». Это о продавце воздушных шаров из «Трех толстяков», который угодил в торт. А вот и сами толстяки: «Толстяки сидели на главных местах, возвышаясь над остальным обществом. Они ели больше всех. Один даже начал есть салфетку. — Вы едите салфетку… — Неужели? Это я увлекся… Он оставил салфетку и тут же принялся жевать ухо Третьего Толстяка. Между прочим, оно имело вид вареника». Конечно, обжоры на троне — общее место западных сказок. Тем не менее популярность книги Олеши свидетельствует, что ход — удачный. Как будто дети царя Сластены выросли и превратились в Трех Толстяков, о которых написал писатель следующего поколения. Павел Успенский / hodasevich.su
|
|
|||
|
книги • аудиокниги • диафильмы • журналы • писатели • художники • жанры • детские издательства
|
| ||
текст © Д.Белышев иллюстрации © Д.Марасинова webdesign © |